|
К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители в принципе считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Тем не менее, в условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Итак, игра нужна, чтобы ребенок рос умным, здоровым, жизнерадостным и крепким. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. В конце концов, игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают. Эти тенденции показывают, насколько важна роль педагога в грамотной организации этого вида деятельности в детском саду. Хотелось отдельно остановиться на роли познавательных игр в образовательном процессе в ДОУ. Познавательные игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они тесно связаны с речевым и, конечно, познавательным развитием детей. Для справки: согласно ФГОС ДО: - речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте - познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Есть ли в этом насыщенном и интересном образовательном процессе место для музыкальной деятельности? Однозначно, да! Музыка всегда выступала и выступает, как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Мы все прекрасно понимаем, что яркая эмоционально – окрашенная деятельность ребенка несет огромный заряд для его развития. Подвижные музыкальные игры, связанные с детской познавательной деятельностью всегда использовались в ННОД в рамках музыкальной деятельности с детьми. Это игры «Постройся от 1 до 10», «Веселый счет» и т. д. Мне стало интересно, как можно связать с музыкой и другие познавательные игры, которые широко используются воспитателями при общении с детьми. Мне понравилась книга нашего томского воспитателя Л. С. Халитовой «Полюбуйся, посмотри, что находится внутри» (развивающие игры и упражнения для дошкольников), которая, как мне показалось, смогла соединить познавательную деятельность с художественным словом. А где есть стихи, всегда найдется место для музыки и пения. Хочу предложить Вашему вниманию сборник музыкально – познавательных игр, который получился у меня и Халитовой Л. С. при таком необычном заочном сотрудничестве.
|
![]() |
|
Этот праздник любит каждый,
Новый год – самый добрый, самый любимый, самый сказочный и долгожданный праздник, который ждут в каждом доме, в каждой семье. Но никто так искренне не ждёт новогоднего чуда, волшебных превращений и приключений, как наши дети. 28 декабря в нашей группе «Незнайка» прошёл новогодний утренник «Инопланетяне на ёлке». Сюрпризы обеспечили всем незабываемые впечатления! Красиво украшенный зал, нарядная ёлка, Дед Мороз и Снегурочка, инопланетяне с планеты Фобус, озорная Баба Яга ожидали детей, чтобы погрузить их в мир чудес, приключений, невероятных превращений и сюрпризов. Дети танцевали, пели, читали стихотворения, водили хороводы, с удовольствием участвовали в играх и конкурсах. Ну и, конечно же, какой праздник без подарков? Дед Мороз и Снегурочка подарили детям замечательные подарки! Праздник доставил радость, удовольствие и массу положительных эмоций всем участникам, и всем тем, кто пришёл посмотреть на выступление детей. Ещё раз поздравляем всех с Новым годом и Рождеством! Педагоги: Полевцова И.С., Сафронова О.Я.
|
![]() |
|
Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей. Как правило, среди погибших чаще всего оказываются дети и рыбаки. Избежать происшествий можно, если соблюдать правила безопасности. Поэтому знакомить с этими правилами лучше начинать с дошкольного возраста. С целью профилактики несчастных случаев на водных объектах в осеннее - зимний период в нашем детском саду проходят мероприятия с детьми и родителями. В игре детям доступнее понять и запомнить правила, которые необходимо знать и соблюдать. И мы с ребятами старшей группы через игровые ситуации учились оказанию помощи пострадавшему, провалившемуся под лед. Ребята не только упражнялись в ловкости, но и вспомнили о том, какие опасности подстерегают тех, кто нарушает правила безопасного поведения на водоемах. Самые маленькие воспитанники на улице рассматривали льдинки, сосульки, убедились в том, какой лед хрупкий, не крепкий, поиграли в игру «Перепрыгни через ручеёк». Дорогие родители, напоминаем, что в наших силах предостеречь детей от опасностей, связанных с попаданием на лед. Для этого следует знать правила поведения на льду и закрепить их в сознании ребенка. Первое и самое главное правило – не пускайте детей одних на лед! Но в жизни всякое может произойти. Поэтому в целях сохранности ребенка побеседуйте с ним о правилах поведения на льду. Будьте бдительны и осторожны! Не подвергайте опасности свою жизнь и жизни родных и близких! Педагоги: Кундиус С.В., Ледышева Е.В., Петрова О.В. |
![]() |
|
В гости к нам, в группу «Незнайка» приходили сотрудники ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Беловский». Неженцев Игорь Николаевич рассказал о правилах поведения на зимней дороге для детей и взрослых. Зима - наиболее сложный период для пешеходов и водителей! Главное правило поведения на дороге зимой - удвоенное внимание и повышенная осторожность! Снегопады, заносы, скользкая дорога, ограниченная видимость, короткий световой день, яркое солнце - особенности зимней улицы. Именно поэтому необходимо соблюдать правила поведения на улицах и дорогах в зимнее время года.
- НЕЛЬЗЯ! Кататься с горки, на коньках, лыжах, санках вблизи проезжей части! - НЕЛЬЗЯ! Играть в снежки рядом с проезжей частью. Снежок, попавший в лобовое стекло движущегося автомобиля может стать причиной ДТП!
Родители, помните! Первые знания о правилах дорожного движения ребёнок получает из наблюдений за своими близкими, родителями. Поэтому очень важно, чтобы сами родители не только знали, но и придерживались в повседневной жизни правил дорожного движения. Жизнь и безопасность детей на дорогах зависит, прежде всего, от Вас!
Педагоги: Полевцова И.С., Сафронова О.Я.
|
![]() |
|
"В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С. Макаренко).
Уважаемые мамы, папы, дедушки и бабушки! Перед нами стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. У дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной и любимой Землёй. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться ею. «Да зачем всё это нужно в век современных технологий?» скажете Вы, взрослый человек. Ответ придёт сам собой. Оглянитесь назад, вспомните своё детство, тепло маминых рук и значимость маминых объятий, запах родного дома, незабываемые праздники в кругу семьи. Задумайтесь! Когда вы рассказывали ребёнку сказки? Когда последний раз были на экскурсии в своём любимом городе? Показывали ли ему свои любимые места? Что рассказывали о себе, о своём детстве, о родных и о родственниках? Какие слова вы ему говорите об Отчизне, о вашем отношении к Родине?... Вспомнили? Поэтому просим вас: рассказывайте детям об этом чаще, обогащайте те знания, который даёт им детский сад. Читайте вместе с ними детские книги, смотрите фильмы, ходите в походы, играйте «в богатырей», занимайтесь вместе сотворчеством (рисуйте, лепите, вышивайте). Может быть, у кого-то из вас сохранилась летопись семьи, рода… Было бы прекрасно, если бы вы рассказали об этом не только вашему ребёнку, но и всем детям группы. Прививайте детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Потому, что задача родителей заключается в том, чтобы как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. И помните, что успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от вас - родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду. Памятка для родителей 1.Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте. 2.Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью. 3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины. 5.Обращайте внимание ребёнка на красоту родного города. 6.Вместе с ребёнком принимайте участие в акциях по благоустройству и озеленению своего города. 7.Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. 10.Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
Педагоги: Полевцова И.С., Сафронова О.Я.
|
![]() |
|
Внимание, внимание! Пляши, честной народ! Начнём скорей гулянья! К нам ярмарка идёт!
Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории. Люди всегда возвращались с ярмарки не с пустыми руками, а обязательно с гостинцами, и, конечно же, с хорошим настроением. Традиционно, в октябре, в нашем детском саду проходят осенние праздники. Осень – самое благодатное время года, щедрое на урожай, вот мы и решили провести праздник для детей группы «Незнайка» в виде «Осенней ярмарки». Как и на любой ярмарке не обошлось без весёлых скоморохов, коробейников, которые хвалили свой товар, ансамбля ложкарей, театрализованного представления «Как мужик корову продавал», весёлой кадрили и задорных частушек. Ребята пели, танцевали, рассказывали стихи, играли в весёлые игры. Благодаря «Осенней ярмарке» получилось вдохновить наших детей русским народным фольклором, через который, несомненно, прививается любовь и уважение к Родине, к культуре нашей страны в которой мы с вами живём.
Педагоги: Полевцова И.С., Сафронова О.Я.
|
![]() |
|
Заглянул осенний праздник в детский сад, Чтоб порадовать и взрослых и ребят. Не у многих осень любимое время года. Медленно кружась в воздухе, подают на тропинку легкие невесомые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух, шелестит под ногами, опавшая листва. Одним словом – осенняя пора. И пусть в календаре сейчас нет знаменательной даты, то почему бы не устроить праздник в честь другого события, например, наступления Осени? В этом году наша группа «Звёздочки» первыми показали свой «Праздник осени в лесу». Малыши на автобусе доехали до лесной полянки, под песенку-марш дружно шагали и весело прыгали, покружились с листочками, спели песенку про тучку. А с косолапым Мишкой играли и исполнили танец с дождинками. Удивительным сюрпризом стало театрализованное представление про корзинку яблок, которую Осень приготовила для зверят, и для ребят. Детские осенние праздники – это море улыбок и веселья, ведь хоть и говорят, что осень – унылая пора, но дети, как никто другой, способны радоваться золотистым опавшим листьям под ногами и дождику, под которым так интересно погулять под зонтиком. Вот почему праздник осени один из любимых у детворы. Педагоги: Петрова О.В., Афанасьева Т.С., Ледышева Е.В.
|
![]() |
|
Каждый мальчик может стать солдатом, По небу лететь, по морю плыть, Охранять границу с автоматом, Чтоб свою Отчизну защитить. Но сначала на футбольном поле Защитит ворота он собой. И за друга во дворе и школе Примет он неравный, трудный бой. Не пустить чужих собак к котёнку – Потруднее, чем играть в войну. Если ты не защитил сестрёнку, Как ты защитишь свою страну? (А. Усачёв)
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств удошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, они используются в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта. Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота. В заключении, хочется отметить: старая истина – нельзя вырастить патриота, если не патриотичны отец с матерью. Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.
Музыкальный руководитель Колесова Т.И. |
![]() |